Стэнли Кубрик о «Заводном апельсине»: «Центральная идея фильма — вопрос свободной воли. Лишаемся ли мы человечности, будучи избавленными от выбора между добром и злом? Становимся ли, как гласит название, «заводными апельсинами»? Недавние эксперименты с контролем сознания заключенных в Америке вывели этот вопрос из области научной фантастики. В то же время мне кажется, что драматизм фильма сосредоточен в Алексе, исключительном персонаже, выписанном Энтони Берджессом в своем блестящем романе. Аарон Стерн, бывший глава рейтингового совета MPAA, а также практикующий психиатр, предположил, что Алекс воплощает бессознательное: человека в его естественном, природном состоянии. После «лечения» по технике Людовико он «оцивилизовывается», а сопутствующее состояние тошноты можно рассматривать как невроз, навязанный обществом. Мы можем идентифицироваться с Алексом на бессознательном уровне. Психиатры говорят, что у бессознательного нет совести — вероятно, в нашем бессознательном мы все потенциальные Алексы. Мораль, закон и иногда наш врожденный характер не позволяют нам все-таки им стать. Возможно, некоторые чувствуют себя некомфортно из-за этого, что и объясняет возникшие вокруг фильма противоречия. Возможно, они просто неспособны принять такой взгляд на человеческую природу. В то же время я не верю, что, выйдя из кинотеатра, кто-то думает, что Алекс из тех, кем нужно восхищаться или на кого следует походить». Сегодня скандальной сатирической антиутопии Кубрика исполняется 51 год. А в прошлом году отмечали полувековой юбилей фильма прокатом по стране. Смотрели его вместе с нами?